Кран – это запорная конструкция, подвижная деталь которой вращается вокруг своей оси, расположенной перпендикулярно потоку и тем самым перекрывает движение жидкости. Эта деталь носит название пробки, неподвижная часть крана называется корпусом.
Краны классифицируются по геометрической форме уплотнительной поверхности своего затвора краны: цилиндрические, конические, шаровые (или сферические). Кроме того, есть краны с вращением пробки без ее подъема и с вращением пробки с подъемом-опусканием (отжимом-прижимом). Еще один тип деления кранов - полнопроходные (без сужения) и суженные, а по форме прохода – круглые, прямоугольные, трапецеидальные, овальные.
Корпус и пробка изготавливаются из бронзы, латуни, цинково-алюминиевых сплавов, чугуна, стали, титана, пластмассы, керамики, графита, а внутренние уплотнительные элементы бывают металлическими, графитовыми, пластмассовыми, резиновыми. Краны могут быть цельными (не разбирающимися) или с разъемом. Последние могут разбираться в направлении параллельном, перпендикулярном или наклонном к оси трубопровода. Управляется такая арматура вручную или приводом - гидравлическим, электрическим, пневматическим. И последняя классификация кранов - по направлению потока (проходные или угловые) и числу их патрубков (двух-, трех- или многоходовые).
Такая арматура может применяться как для газов, так и для жидкостей, а область применения ее – весьма широка: от магистральных трубопроводов природного газа и нефти до домашнего водопровода.
Достоинства кранов очевидны. Они быстро открываются и закрываются, имеют низкое гидравлическое сопротивление и небольшие габариты. К «минусам» арматуры можно отнести необходимость прикладывания «крутящей» силы, иногда – весьма значительной.