Задвижки и затворы

Задвижка – это запорное устройство, которое перекрывает проход в трубопроводе поступательным движением затвора, и затвор при этом движется перпендикулярно потоку. Достоинства такого вида арматуры – благоприятное воздействие на поток газа или жидкости любой вязкости (незначительное гидравлическое сопротивление, не образуется вынужденный поворот потока), небольшие габариты конструкции, а также тот факт, что задвижка умеет пропускать сквозь себя поток в любом направлении. Есть у этой арматуры и недостатки: ее нельзя применять в средах, имеющих свойство кристаллизоваться, ограниченно допустимый перепад давлений, «медленность» срабатывания. Не исключен также гидравлический удар в последние мгновения перед окончательным закрытием, трудности обслуживания и ремонта.
 
Задвижки могут быть с неподвижным шпинделем, когда ходовая гайка расположена на затворе и шпиндель, вращаясь, углубляется в затвор, и с выдвижным. Во втором случае шпиндель выдвигается над ходовой гайкой вверх. Еще одна классификация таких изделий - параллельные и клиновые. В первых уплотнительные поверхности седел расположены параллельно друг другу. В таких задвижках затвор носит название «диск», «шибер», «нож». Задвижки такого типа с одним запирающим элементом применяют тогда, когда высокая герметичность в трубопроводе не требуется, при этом давление среды может быть весьма высоким. Арматура с двумя дисками применяется там, где основным условием является надежная герметизация в трубопроводе. Клиновые задвижки имеют затвор в виде плоского «клина», а уплотнительные седла расположены параллельно к уплотнительным поверхностям затвора и при этом – под некоторым углом к тому направлению, по которому перемещается затвор. Самая простая разновидность – задвижки с цельным клином. У такой конструкции немало недостатков: быстро изнашиваются уплотнительные поверхности, седла и клин нужно подгонять друг к другу в каждом конкретном случае. Из последнего факта следует вывод – исключена взаимозаменяемость седел и клина, а это весьма усложняет ремонт. Кроме того, возможны ситуации с заеданием клина в закрытом положении, причиной которых может стать износ, коррозия, экстремальная температуры. Задвижки с упругим клином имеют затвор особой конструкции – разрезанной или полуразрезанной, при этом все части затвора соединены между собой пружинящим упругим элементом. Это позволяет шпинделю изгибаться, таким образом, обеспечивается плотное прилегание всех элементов.
 
Затвор поворотный дисковый имеет в своей конструкции запорный элемент в виде диска, диаметр его при этом примерно равен внутреннему диаметру трубы. Диск открывается и закрывается, вращаясь вокруг оси, расположенной перпендикулярно оси трубопровода. Такой затвор может не только запирать поток, но и регулировать его, в таком случае нужно лишь не полностью повернуть диск. Такая арматура не может применяться в средах с высоким и даже среднего уровня давлением.

Уплотнения запорного элемента в задвижках может быть нескольких видов. Оно может располагаться на корпусе или на диске, при этом первый тип предпочтителен, потому что в этом случае на уплотнение поток жидкости или газа воздействует  гораздо меньше, если бы оно находилось на самом диске. Кроме того, уплотнение может быть эластичным или металлическим.

Шланговые задвижки имеют в своей конструкции эластичный шланг – патрубок. Он  деформируется под действием шпинделя и изменяет площадь сечения – изменяется расход рабочей среды. Такая арматура может применяться только в том случае, если среда не разрушает материал, из которого изготовлен шланг. Для его изготовления применяются особые виды резины (бензостойкая, химически стойкая, маслостойкая). Среди «плюсов» такой конструкции – полная герметизация внутри шланга, нет застоя потока, «минусы» - быстрый износ эластичного патрубка, невозможность использовать такую арматуру в горячих потоках и потоках с высоким и средним давлением, трудность в управлении (зажиме шланга).